Экс-министр экономического развития Айварас АБРОМАВИЧЮС: «Мы с Натальей Яресько — суперпатриоты Украины и никуда уезжать не собираемся»
Литовец по происхождению Айварас Абромавичюс переехал в Киев в 2008 году. В декабре 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ о предоставлении ему украинского гражданства, а Верховная Рада назначила его на должность министра экономического развития в Кабинете министров, возглавляемом Арсением Яценюком.
Абромавичюса называли представителем «спецназа реформ», с его назначением связывали серьезные надежды. В феврале 2016 года Абромавичюс подал в отставку, указав в качестве причины «резкую активизацию блокирования любых системных и важных реформ в стране», в частности, «попытку установить контроль за денежными потоками на госпредприятиях, в особенности над НАК «Нафтогаз» и оборонной промышленностью» и назвал имя первого заместителя фракции «Блока Петра Порошенко» Игоря Кононенко как человека, сделавшего очень много для того, чтобы заблокировать работу Минэкономразвития.
В поддержку министра выступил посол США в Украине Джеффри Пайетт и послы еще восьми западных государств.
14 апреля Рада отправила в отставку Яценюка, назначив на должность премьер-министра Владимира Гройсмана, и проголосовала за новый состав правительства.
— Я считаю, что создал самую реформаторскую команду в предыдущем Кабмине, — отметил Абромавичюс, — новое лицо министерства: уволил 70 человек и пригласил 240 волонтеров, людей с неиспорченным мышлением, в разные проекты, включая команду ProZorro, Офис эффективного регулирования по улучшению управления госкомпаниями и так далее. Мы делали свою работу честно и профессионально, вкладывая душу. В новом правительстве осталось много моих коллег, надеюсь, они и первый вице-премьер-министр экономики доведут все начатые инициативы до конца.
Среди моих успехов, во-первых, запуск системы электронных госзакупок ProZorro. Во-вторых — искоренение множества коррупционных схем, от разрушения которых я получаю гораздо больше удовольствия, чем от многих других вещей. Например, на аукционах «Укрнафти» мы сэкономили 100 миллионов в год, когда убрали олигархический дисконт в 15 процентов. Также отменили множество лицензий и всяких сертификатов совместно с Минтрансом, Минюстом и Министерством аграрной политики.
И в-третьих, мы подняли прозрачность и публичность в делах госкомпаний на новый уровень, за год их убытки сократились на 101 миллиард гривен. Начались прозрачные конкурсы по назначению членов наблюдательного совета НАК «Нафтогаз» и генеральных директоров госкомпаний.
Что касается критики президента в мой адрес по поводу промедления с дерегуляцией, думаю, она несправедлива и не по существу. В Верховной Раде уже давно лежат 42 проекта о дерегуляции и 12 законопроектов для повышения места Украины в рейтинге бизнеса — за последние четыре месяца не принят ни один из этих документов.
Меня разочаровало взаимодействие с парламентом. Только 37 процентов законопроектов относительно экономики и дерегуляции рассмотрено, остальные лежат месяцами. Из-за этого продвижение реформ затруднено. Верховная Рада не воспринимала инициативы правительства так, как должна была бы во время войны, экономической рецессии и реформ в стране, когда необходима стопроцентная поддержка.
Не удалось начать приватизацию. Я не ожидал, что будут такие промедления в парламенте с принятием законодательных изменений, которые нужны для приватизации. Первое чтение прошло в парламенте всего лишь с 16-го (!) раза, а второе — сразу же после моей громкой отставки, и лишь сейчас включился зеленый свет для приватизации.
Кроме того, мне, конечно, хотелось назначить новых руководителей всех госкомпаний. Я думал, что только «красные директора» будут сопротивляться, и не ожидал, что возникнет такое сумасшедшее политическое сопротивление. Не буду называть фамилий, не хочу углубляться. На эту тему есть множество статей в СМИ. Я видел все изнутри и могу сказать, что информация, которая появляется в медиа от Сергея Лещенко и других о том, кто является «смотрящим» за каким предприятием, соответствует действительности, к сожалению.
Не удалось доделать множество реформ, в частности, в сфере дерегуляции и деятельности госкомпаний «благодаря» усилиям тех, кто тормозил реформы. В правительство Яценюка назначили министров, которые были готовы проводить реформы, но инструментов для этого нам особо не дали, и было много помех. Мы знали, что делать, не всегда нам нужна была помощь, главное, чтобы не мешали, но, к сожалению, нам противодействовали, было политическое давление.
В последние недели после заявления о моей отставке было очень много дискуссий о госкомпаниях. Премьер-министр Яценюк дал поручение в кратчайшие сроки переназначить топ-50 руководителей. Я практически только этим и занимался, потому что наконец-то, спустя полтора года, увидел политическую волю премьера прозрачно поменять коррумпированных руководителей и назначить профессиональных управляющих.
Номинационный комитет, куда входят наши крупнейшие доноры из ЕБРР, Международной финансовой корпорации и Всемирного банка, отобрал руководителей для «Укрзалізниці», «Укрпочты» и «Электротяжмаша». Это будет первый тест для нового Кабмина — назначит ли он этих людей, отобранных с помощью прозрачных процедур, или нет, и дела в госкомпаниях продолжатся, как в старые времена, по старым политическим и олигархическим принципам. Думаю, общество должно наблюдать за этим, это станет важным сигналом.
Понимаю, что народ Украины этого не чувствует, но своим большим достижением считаю то, что полностью переформатировал Министерство экономики, сократив его штат на 50 процентов и обновив. У людей повысилась мотивация, так как удвоилась зарплата, которая из практически самой низкой в Кабмине стала самой высокой. Произошло обновление Министерства, появились новые подходы: поддержка предпринимательства и отстаивание интересов бизнеса, отечественных производителей как в стране, так и за границей. Это кардинальные изменения, которые позитивно отразятся на будущих министрах, — им не надо будет разгребать прежние завалы.
Кроме того, на мой взгляд, надо было обязательно поменять устаревшую систему работы аппарата Кабинета министров — документы месяцами крутятся, попадают в повестку дня по непонятной методологии и тому подобное. Чтобы усилия правительства принесли максимальный эффект, первым делом надо упростить систему документооборота. Восстановить правительственные комитеты, на которых замы встречаются и обсуждают вопросы, и только после того, как они все обсудили и нашли компромисс, можно выносить тему на обсуждение Кабмина.
Я и другие мои коллеги настаивали на том, чтобы поменять устаревшую систему аппарата, создать прозрачную и удобную для принятия решений, но, к сожалению, руководители Кабмина не пошли навстречу. Хотя канадцы, литовцы и другие прогрессивные восточноевропейские страны были готовы делиться опытом, они все разработали, нужно было лишь нажать на кнопку и принять решение. Надеюсь, для Гройсмана это станет первоочередной задачей и он ее выполнит. Многое говорит о том, что он человек достаточно самостоятельный.
После моей отставки серьезно обсуждалась возможность назначения премьер-министром Натальи Яресько, в том числе и с моей подачи, Украина была очень близка к реализации ее назначения. С таким раскладом, думаю, мы бы в кратчайшие сроки достигли совсем другого уровня развития Украины и ее экономики.
Буквально в последние минуты был создан Кабмин, где нет так называемых иностранцев. Но с другой стороны, какая из Натальи Яресько иностранка? Она родилась в семье украинцев и 22 года живет в Украине. И какой из меня иностранец? Я 11 лет женат на украинке, восемь лет живу в Киеве, где родились все мои дети.
Мы с Натальей Яресько — суперпатриоты Украины и никуда уезжать не собираемся. Думаю, во власти нужны иностранцы — патриоты Украины, в том числе наши грузинские друзья, и больше людей, которые раньше не состояли на госслужбе. Потому что после 20, 10 или даже пяти лет постоянной работы госслужащие не способны к серьезным изменениям. Очень жаль, что в Кабмине пока не появилась новая волна реформаторов.
Новый Кабмин создан исходя из политических компромиссов, его нельзя назвать технократическим, там люди, которые уже много лет так или иначе в политике. Но это не значит, что они не способны делать правильные вещи.
В правительстве есть несколько порядочных и профессиональных людей, надеюсь, им многое удастся. Осталось несколько человек из предыдущего состава правительства, которые показали, что делают правильные вещи. Во время работы министром я часто получал поддержку министра юстиции Петренко, который остался в правительстве Гройсмана. Множество новаций в сфере дерегуляции было сделано совместно с Министерством юстиции. Я благодарен Петренко и уверен, что он продолжит работу в нужном направлении.
Сложно сказать, поверят ли инвесторы этому правительству. Думаю, они прежде всего поверят в то, что политический кризис на данном этапе преодолен, и будут смотреть на макроэкономические показатели, стабильность курса национальной валюты, падение инфляции, на то, что заработает Договор о свободной торговле с ЕС. Инвесторы оценивают не столько правительство, сколько перспективы страны на 5-10 лет.
Для нас самое худшее уже пройдено, уже можно думать о будущем страны, о долгосрочных перспективах для бизнеса. Инвесторы все равно будут приходить в Украину, потихонечку. Конечно, если бы назначили суперреформаторское правительство, то представители бизнеса приезжали бы регулярно большими группами и обсуждали, что когда делать. А так — большого всплеска не будет, увеличение инвестиций будет постепенным, исходя из стабилизации макроэкономической ситуации и намечающегося роста, хотя он и будет довольно маленьким.
Чем планирую заниматься? Предложений очень много, как из бизнеса, так и из, можно сказать, полуполитической деятельности, борьбы с коррупцией. Но я все-таки 19 лет занимался бизнесом, инвестициями в достаточно крупных масштабах, это мне по душе, поэтому хотел бы заниматься привлечением в Украину инвестиций.